М

Меандр
(греч. meander, menderes, лат. meatus - движение, течение, круговорот) - вид орнамента, образуемого ломаной под прямым углом линией или кривой со спиральными завитками, появился в эпоху геометрического стиля искусства Древней Греции (X - VIII вв.до н.э.), широко применялся в искусстве классицизма и ампира. Свое название получил от реки Меандр (позже Большой Мендерес) в Малой Азии, отличающейся извилистым руслом. На формирование меандра повлиял также мотив креста-свастики - символ огня и вечного движения в искусстве древнего Востока.
 
Мозаика
(франц. mosaique от итал. mosaico, лат. musivum - посвященное музам) - изображение, составленное из отдельных кусков цветных камней, стекол, дерева или иных материалов. Искусство мозаики из разноцветной морской гальки родилось в Древней Греции и было заимствовано Римом. В Византии получила широкое распространение мозаика из смальты, в эпоху Возрождения - так называемая флорентийская и римская мозаика из цветных камней различных пород.
Монограмма
(от греч. monos - один и gramma - буква, запись) - вид графики, миниатюрная композиция из начальных букв имени и фамилии (инициалов) автора художественого произведения или знак, заменяющий его подпись. Одна из форм монограммы - вензель.
Монолит

(греч. monolithos от monos - один и lithos - камень) - скульптурная композиция, высеченная из цельного куска камня; в более широком значении - любая композиция, обладающая высокой цельностью, зрительной нерасчлененностью частей.
Монумент
(от лат. monere - напоминать) - памятник, произведение искусства, созданное для увековечения памяти о каком-либо важном историческом событии и потому рассчитанное на длительное время, отсюда второе значение слова - особенно прочный, долговечный. Как правило, такими свойствами в наибольшей степени обладает архитектура. Поэтому существует третье значение термина монументальный - архитектурный или связанный с архитектурой ( монументальная роспись, монументальная скульптура), но монументальность (значительность, величественность формы и содержания) может быть присуща любому произведению, не связанному с архитектурой.