(франц. candelabre от лат. candela - свеча) - настольный переносной подсвечник для нескольких, расположенных в один ряд свечей. Канделябр был известен еще древним этрускам; особое распространение получил в декоративном искусстве Франции XVII - XVIII вв. В ренессансном орнаменте типа "гротеск" канделябром называлась средняя вертикальная ось симметрии композиции, обычно образуемая прямым стеблем аканта, отчего в целом такая композиция называлась "композиция канделябром".
Каннелюры
(франц. cannelure - желобок, лат. canna - тростник, трость, палка) - в классической архитектуре вертикальные желобки на стволе (см. также фуст) колонны или пилястры с острой кромкой в дорическом ордере или плоской перемычкой между ними в ионическом. Каннелюры изображают вертикальное направление сил опоры колонны.
Капитель
(нем. Kapitel - глава от лат. capitellum - головка) - в классической архитектуре часть ордера, венчающая вертикальную опору (колонну, пилястру), форма которой служит переходом к горизонтальному архитраву. Для каждого из классических ордеров характерна своя, особая форма капители: дорическая, ионическая, коринфская.
Кариатида
(от греч. Karyatides - карийская дева) - в классической архитектуре вертикальная опора в виде женской фигуры, заменяющая колонну. В Древней Греции кариатиды изображали женщин племени карийцев, которые по преданию, вступили в сговор с врагами греков персами и в наказание должны были нести на голове кару - тяжесть. Изображение мужской фигуры, выполняющие аналогичную функцию, называются атлантами.
Карниз
(нем. Karnies от греч., лат. coronis - венчающий) - верхняя часть антаблемента здания, выступающий вперед край кровли.
Картуш
(франц. cartouche - патрон, свиток от лат. charta - бумага) - декоративная деталь в виде полуразвернутого свитка с надорванными краями или щита, обрамленного завитками, предназначенного для эмблем, гербов и надписей. Картуш - характерный элемент искусства стиля барокко.
Кессон
(франц. caisson - ящик) - в архитектуре углубление квадратной или восьмиугольной формы на потолке, внутренней поверхности арки, свода. Кессоны образуются между балками перекрытия. В отдельных случаях кессоны декорируются розетками.
Колонна
(франц. colonne от лат. columna от шумер. colon - побежденный, покоренный) - первоначально, в Древнем Двуречье (около 4-го тысячелетия до н.э.), изображение рабов как символа военных трофеев, затем столб в виде человеческой фигуры. В античной Греции вертикальные опоры зданий часто сохраняли образ фигуры человека (см. атланты, кариатиды); колонна - главный элемент архитектурного ордера (см. дорический, ионический, коринфский ордер), его несущая конструктивная часть. Колонна состоит из фуста (ствола), капители и базы.
Колоннада
(франц. colonnade - см. колонна) - ряд колонн, поддерживающих балочное перекрытие.
Колорит
(итал. colorito от лат. сolor - цвет) - общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, целостности его цветовых отношений.
Композиция
(лат. compositio - соединение, составление, сочетание) - искусство сочинения, составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее.
Консоль
(франц. console от лат. consolium - подставка, поддержка) - в архитектуре горизонтальная конструкция, выступающая из стены и поддерживающая какие-либо другие выступающие части здания: балконы, карнизы, эркеры.
Коринфский ордер
(см. ордер) - в классической архитектуре один из трех, наряду с дорическим и ионическим, ордеров, созданных в Древней Греции. Отличается утонченными пропорциями и четырехугольной капителью, декорированной листьями аканта. Назван так по имени города Коринфа в Греции, откуда он, как считается происходит.
Крест
(ст. слав. крьсть от греч. christos - помазанник, посланец; лат. crux от crucifixus - распятие) - в древнейших культурах Востока, Передней Азии, Египта и Африки магический знак в виде двух пересекающихся под прямым углом линий, символ жизни, четырех стихий или животворящих сил (солнца, огня, ветра и воды). В древнееврейской религии - знак причастности к Богу, у древних греков - элемент орнамента - меандра, изначально заключавшего в себе символику жизни. Новое значение приобретает крест в христианском искусстве, где соединяются древняя символика креста как источника вечной жизни, бессмертия с символом страдания, Распятия и Воскресения Иисуса, прозванного Христом.
Крестовый свод
(см. крест и свод) - перекрытие, образующееся путем пересечения под прямым углом двух равных коробовых сводов.
Купол
форма свода над круглыми или многоугольными зданиями или сооружениями. Виды куполов - ложный, который образуется в результате напуска каменной кладки, сферический - в форме полушара, на парусах - опирающийся на паруса.